"Все в твоих руках"

Главная | Регистрация | Вход
Вс, 28.04.2024, 15:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Разное

Неохота на ведьм

Неохота на ведьм

Неохота на ведьмЛегко быть противником преследования ведьм, если вы в них не верите. И наоборот, если вы точно узнаете, что за стеной живет женщина, которая использует сверхъестественную силу для того, чтобы убивать соседей, сводить их с ума, или насылать плохую погоду, вы признаете необходимость борьбы с ней.

Этим несложным примером английский писатель Клайв Льюис иллюстрирует мысль о том, что мы отличаемся от средневековых предков не нравственными принципами, а исключительно пониманием происходящего. И все упирается только в то, верим ли мы в ведьм.


Для предков предпосылкой к борьбе была заповедь «ворожеи не оставляй в живых», из библейской книги «Исход», которую, кстати, признают и православные, и католики, и иудеи. Но основным источником знаний о зловредных колдуньях стал объемный труд «Молот ведьм», изданный в Германии в 1468 году. Его авторы подробно разбирали происхождение ведьм, их сверхъестественные способности, губительные для окружающих деяния (такие как порча кота и убийство младенцев) и, разумеется, способы противостояния ворожеям.

Именно этот труд был воспринят, как руководство к действию, самой загадочной организацией средневековья – Святой инквизицией. Правда, последние изыскания показали, что число ее жертв было сильно преувеличено историками эпохи просвещения.


Созванная предпоследним папой Римским Иоанном Павлом II комиссия, шесть лет изучала архивные документы. В итоге на свет появилась книга с подробными статистическими выкладками. С 1540 по 1700 год испанская инквизиция преследовала по обвинению в ереси 44 тысячи человек, из которых только 2 процента пошли на костер. Гораздо чаще приговор состоял в пожизненном заключении, нередко смягчавшемся по прошествии нескольких лет. Наиболее распространенным наказанием было публичное покаяние в той или иной форме.

Авторы исследования напоминают, что инквизиторы обычно были профессиональными юристами и бюрократами, руководствовались строгими процедурными правилами, а не личными чувствами. Пытки использовались лишь в незначительном числе случаев и лишь, когда наличествовали убедительные доказательства того, что обвиняемый лжет.

2 процента от 44 тысяч – это меньше девятисот человек. Именно столько еретиков было казнено за 150 лет существования самой пугающей организации средневековья. Для сравнения, в кульминационном сражении Столетней войны, битве при Пуатье, погибло около 8 000 одних только французов.

Уже в 2006 году Йозеф ди Нойя, второй секретарь ватиканской Конгрегации вероучения, известной ранее под названием Святая инквизиция, заявил, что средневековые пытки еретиков можно понять. Священник признал, что пытки и публичное аутодафе были «ошибками» Инквизиции. Однако заявил, что такие методы подавления ереси оправданы во времена, когда люди истово верят в существование рая и ада.


И все-таки главный виток охоты на ведьм произошел не в Европе, а на другом конце света, в американской Новой Англии. Именно там, в конце 17 века произошли самые громкие ведьминские процессы. С одной стороны их спровоцировала массовая истерия колонистов, не выдержавших трудностей Нового Света, с другой – твердая вера губернаторов в то, что дьявол лично наступает на их земли.


Чаще всего свидетелями обвинения выступали девочки-подростки. При появлении подозреваемой они начинали биться в конвульсиях, считалось, что ведьма насылает на жертву невидимое другим приведение. Как правило, такого следственного эксперимента оказывалось достаточно для вынесения смертного приговора. Правда, в результате, вопреки всем изображениям, Сейлемских ведьм не сжигали, а вешали на дубах.

Призрачные поводы к казням не особенно убеждали богословов 17 века. В заключение комиссии, которую подписали четырнадцать проповедников, было сказано: «Лучше признать ведьму порядочной женщиной, чем порядочную женщину ведьмой». На этом сомнительные процессы и прекратились. Дальнейшие преследования стали предметом фольклора. И самое яркое и пугающее воплощение охота на ведьм нашла в современной культуре.

Именно эпоха пуританского Сейлема подарила нам образ сурового охотника на ведьм, вампиров и прочую нечисть. Впрочем, глядя на неподвижное лицо и отточенные движения Ван Хельсинга и его коллег, нельзя не вспомнить недобрых охотников за головами – наемных убийц из классических вестернов.


Главная, хотя так и не появившаяся на экране, героиня культовой дилогии «Ведьма из Блэр», совсем как исторические колдуньи, была осуждена злыми горожанами. Правда, гораздо сильнее в фильме досталось другой, «доброй» ведьме, стороннице современного культа викка, которая оказалась бессильной перед настоящими силами зла.


И полного абсурда пафос охоты на ведьм достиг в мистическом триллере Silent Hill. Неявная этика и леденящая мистика японской компьютерной игры превратились в американском фильме в банальную мысль: нельзя сжигать маленьких девочек. А запуганные садисты Сайлент Хилла меньше всего напомнили суровых и принципиальных инквизиторов средневековья.


Ведьмы, если верить современным средствам массовой информации, все-таки существуют. Они активно предлагают отвороты и привороты через Всемирную Сеть, объединяются для государственной сертификации в России, или для проведения обрядов на развалинах Стоунхенджа. Им больше ничего не грозит, ведь воплощением зла в современной культуре стал их извечный враг, фанатичный инквизитор с раскаленными щипцами. И произошло это исключительно потому, что мы перестали верить в ведьм. Впрочем, как пишет Льюис: «…это нельзя считать нравственным прогрессом. Вы не назовете добрым человека, который перестал расставлять мышеловки, если он просто убедился, что в его доме нет мышей».
Категория: Разное | Добавил: maximusS (30.01.2009)
Просмотров: 579 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 |